4 причины, почему GTA 6 может стать провалом Rockstar — рассуждаем о ситуации
Grand Theft Auto 6 стала одной из главных новостей прошедшего года. Каждый блогер и журналист высказались про первый трейлер, порадовались новым высотам графики и расстроились из-за не самого скорого релиза. Игре заочно пророчат звание главного события поколения, но что, если реальность окажется прозаичнее? Мы решили порассуждать, почему GTA 6 может стать оглушительным провалом Rockstar Games и привести к краху всей студии.
Кстати, это наш второй материал в цикле: первая часть, в которой мы говорили, наоборот, о предпосылках GTA, как шедевра, находится вот тут.
Графика
Абсолютное большинство аналитиков отметили, что в новой GTA 6 огромное количество деталей. Каждый NPC ведет себя индивидуально, занят собственным делом и выглядит совершенно не похожим на остальных. Однако будем честны, общий уровень картинки мало изменился со времен пятёрки. Покажи Rockstar Games отдельные части трейлера в рамках очередного обновления GTA Online, мало кто из этих же аналитиков увидели бы новую игру.
Раньше такого никогда не случалось. Сравните любой кадр GTA 4 и GTA 5. Понять где что труда не составит. К тому же вопросы вызывает сам трейлер. В открывающих кадрах с общим планом пляжа дальность прорисовки небоскребов оставляет желать лучшего. Вода, небо и облака выглядят на уровне Red Dead Redemption 2, добавился лишь синеватый фильтр. При этом есть ряд кадров — с мостом или ночная панорама — где с дальностью прорисовки всё нормально. Кажется, что отрывки записаны на совершенно разном железе.
Всё это заставляет смотреть на грядущий релиз менее оптимистично. Да, GTA 6 будет довольно красочной игрой, но ничего сверх того, что мы уже видели в GTA 5 и RDR 2. Сюда же можно отнести слухи о каких-то невероятных технологиях воды и поведения животных. Вполне возможно, что это не более, чем банальный «прогрев» аудитории.
Увольнение ключевых сотрудников
Те, кто следит за судьбой «Рокстар», в курсе, что компанию покинуло сразу несколько ключевых сотрудников, долгое время отвечающих за общее видение проектов студии. В частности ушел сооснователь Дэн Хаузер (Daniel «Dan» Houser) и один из сценаристов Майкл Ансворт (Michael Unsworth).
Последствия предсказать несложно. Хотя игры — это коллективные произведения, некоторые специалисты вносят решающий вклад в то, как именно будет выглядеть и о чём расскажет та или иная новинка. Теперь же Rockstar Games лишилась тех, кто в большей степени определил формулу успеха. Вспомните, что стало со «Звёздными войнами» (Star Wars), когда ими перестал заниматься Джордж Лукас (George Walton Lucas). Или другой пример — уход сценариста Дрю Карпишина (Drew Karpyshyn) перед разработкой финальной части Mass Effect привел к оглушительному провалу BioWare. Концовка приключений капитана Шепарда не понравилась вообще никому.
Все это не может не беспокоить. GTA 6 имеет все шансы оказаться гораздо менее впечатляющей игрой как сюжетно, так и концептуально.
Скандалы
Скандалы вокруг Rockstar Games были всегда, однако один из них всколыхнул индустрию гораздо больше обычного. Всё из-за информации, что перед релизом Red Dead Redemption 2 работники кранчили по 17-20 часов в день. Это приводило к полному выгоранию сотрудников, проблемам в семьях и долгим сессиям с психотерапевтами. Выход продолжения вестерна был омрачён, а руководителям «Рокстар» и издательства пришлось в спешном порядке выходить со множеством извинений, объяснений и обещаний. Из хулиганской студия должна была стать максимально «френдли» как для окружающих, так и внутри себя.
Переработки это, безусловно, плохо. Однако мало какие ААА-проекты обходятся без этого. Тем более те, которые метят на звание шедевра. Изменения в фундаментальных основах геймдева возможны, но и последствия будут. Самое явное — затягивающиеся сроки разработки. Мы уже наблюдаем это с Grand Theft Auto 6. И чем дольше игра находится в производственном аду, тем больше шанс, что многие из механик морально устареют. Конечно, путь, по которому пошла CD Projekt RED с Cyberpunk 2077 тоже не выход, но GTA 6 в разработке уже около 10 лет, а это очень солидная цифра.
Серия GTA всегда балансировала на грани. Разработчики не стеснялись шутить о том, о чём обычно было не принято. Теперь это в прошлом. Первый трейлер не должен вас обмануть. Такого градуса безумия и социальной сатиры в новинке больше не будет. Rockstar Games так переживает за новые скандалы, что в игре вряд ли найдется место откровенно стереотипным образам и шуткам про меньшинства. Плохо ли это — покажет время, однако факт остаётся — проект может стать совсем не таким, каким его ожидают увидеть фанаты.
Сомнительная политика студии
Наконец, стоит поговорить о политике «Рокстар» в последние годы. Эта тема спорная, ведь на бумаге некоторые ошибки были допущены не самой студией, а сторонними разработчиками, привлеченными для выполнения второстепенных задач. Однако не будем забывать, что в индустрии компьютерных игр мало какие шаги делают без согласования, а значит и сама Rockstar Games, и издатель были как минимум в курсе.
Итак, начнём с обновленной трилогии. Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition стала настоящей катастрофой. Техническое состояние игр оказалось настолько ужасным, что вызывало недоумение. После многочисленных патчей и извинений ситуация изменилась в лучшую сторону, однако, как говорится, осадочек остался. За солидную сумму геймерам предложили альфа-версию прошлых хитов, в которых умудрились испортить то, что уже давно хорошо работало.
Дальше — больше. От переиздания первой Red Dead Redemption ждали обновленной графики уровня второй части, а также множества других технических улучшений. Чем всё закончилось — известно. Игра работает даже хуже, чем оригинальная, а картинка вообще практически не изменилась.
К GTA Online, ставшей для компании золотой жилой, тоже есть масса вопросов. Первоначальная задумка была, безусловно, отличной. Однако после добавления донатов «Рокстар» раз за разом стала выпускать сомнительные дополнения, где новое оружие и машины были на порядок мощнее, стоили немалых реальных денег и сильно меняли баланс. В RDR 2 онлайн-режим был настолько жадным, что без вложений у игроков практически отсутствовала возможность нормально существовать.
Вывод прост. Rockstar Games уже давно сосредоточена на заработке денег с минимальными затратами сил. При успехе GTA 5 и RDR 2 всё это кажется несущественным, однако новая политика точно повлияет на разработку GTA 6. То, что онлайновая составляющая станет ещё более важной, понятно уже из трейлера. Однако есть большие опасения, что всё это в итоге приведёт к плотной интеграции микротранзакций, и как следствие — ухудшению опыта для тех, кто не хочет доплачивать за игру больше, чем она стоит в магазине.
***
Возможно, всё это не больше, чем просто опасения, которым не суждено сбыться. Если так случится — мы будем очень рады. Однако, если мы что-то угадаем, есть риск, что и второй основатель студии Сэм Хаузер (Samuel «Sam» Houser) покинет компанию после релиза GTA 6, а сама Rockstar окажется в глубочайшем кризисе. Не хотелось бы.