Русский

Red Dead Redemption (RDR)

Приключенческий боевик-вестерн от третьего лица Red Dead Redemption — одна из главных и культовых игр Rockstar. Даже 10 лет спустя она поражает своим глубоким и эмоционально сюжетом, который переносит игрока в эпоху сурового Дикого Запада; мощным и разнообразным экшеном, использующим ковбойский сеттинг; масштабом событий в огромном открытом мире, наполненном разнообразными ландшафтами, городами, животными и колоритными действующими лицами.

Рейтинг: 5 (1 голосов)

Хронология релизов

Анонсированная на волне успеха Red Dead Revolver (вышла в 2004 году), Redemption добралась до магазинов уже в 2010. За счёт схожих тематических элементов она считается духовным наследником, но реальной связи между играми нет. В 2018 году вышло продолжение Red Dead Redemption 2, рассказывающее предысторию событий первой части. А в 2023 Take-Two выпустила обновлённую версию Redemption для консолей PS4 и Xbox One.

Мир игры: живой Дикий Запад

В массовой культуре нулевых представление Дикого Запада свелось к салунам с пьяными ковбоями, танцующими канкан старлетками и бесконечными дуэлями на револьверах. R* разрушила эти стереотипы, с высокой исторической точностью воссоздав атмосферу того самого Дикого Запада на рубеже 19-20 веков, чем и заложила основу успеха Redemption.

Обстановку создали через характерные и разнообразные ландшафты с равнинами и прериями, пустынями и песчаниками, сельхозугодиями, горами и каньонами. Открытый мир представлен тремя вымышленными регионами: американскими штатами Нью-Остин и Вест-Элизабет и мексиканским штатом Нуэво-Параисо. Дополнительную реалистичность обеспечила динамическая смена погоды и времени суток.

Правильную атмосферу передали через соответствующие декорации, оформление городов и поселений, улиц и зданий. Тот же подход унаследовали интерьеры помещений, доступные технологии и оружие, внешний вид и одежда персонажей, манеры общения и поведения.

Задав серьёзный тон повествования и без прикрас отразив жестокость эпохи в прологе, авторы быстро погрузили игроков в тяжёлую жизнь Дикого Запада. Разрывало шаблоны реалистичное поведение NPC, которые могли отвесить герою пенделя. Погрузиться в мир Redemption помогли и саундтрек, и уникальное звуковое оформление.

Сюжет и персонажи

Джон Марстон — главный герой RDR — после бурного прошлого в банде разбойников Датча Вандерлинде (RDR 2) осел на ферме Бичерс Хоуп. Здесь он начал новую законную жизнь с любимой женой Эбигейл и сыном Джеком. Но после неудачной встречи с бывшим сообщником Билли Уильямсоном герой попадает в руки правительства, где, будучи опознанным, соглашается на сделку.

Джон обязуется поймать остальных членов бывшей банды, включая самого Датча, а до тех пор его семья будет в руках бескомпромиссного федерального агента Эдгара Росса. Впереди у игрока 57 уникальных сюжетных миссий, множество необычных ситуаций и встречи с колоритными персонажами.

Сюжет полон драматизма, неожиданных поворотов и сложных моральных дилемм. Диалоги разнообразны и часто служат для развития персонажей и раскрытия сюжета. Однако Redemption предлагает более комплексное повествование, чем обычные блокбастеры, позволяя увидеть историю целиком:

  • Джон — типичный бандит с Дикого Запада, в то же время у него есть кодекс чести. Сценаристы наделили Марстона личными переживаниями, которые игрок может узнать через его внутренние размышления и комментарии;
  • Часть истории посвящена отношениям Джона с семьёй, а стремление создать лучшую жизнь для Эбигейл и Джека играет центральную роль в сюжете;
  • В своих поисках Джон постоянно взаимодействует с другими персонажами, влипает в различные неприятности и вынужденно принимает ту или иную сторону;
  • Отдельная линия сюжета посвящена прошлому Марстона и его взаимодействию с бандой Датча. Преступный мир, как и федералы, пытается вынудить его совершить определённые действия в обмен на спасение семьи. Отношения меняются от дружелюбных до враждебных, влияя на ход истории.

На всём протяжении игры сценаристы активно используют «серую мораль», избегая обычного разделения персонажей на хороших и плохих, но и не убирают данные архетипы целиком. Глобально сюжет Red Dead Redemption показывает смену эпох и конец Дикого Запада как культурного явления.

Например, Эдгар Росс: он кажется плохим, заставляя Джона рисковать жизнью, угрожая семье. Однако его мотивации и цели можно расценить как необходимое зло, а давление на Марстона — лишь эпизод в восстановлении Закона, силы, призванной навести порядок на Диком Западе.

Одиночная игра

Прохождение Red Dead Redemption фокусируется на исследовании большого и разнообразного открытого мира — потому ни одно дело в игре не обходится без затяжных переездов. Чтобы разблокировать функцию быстрого перемещения, протагонисту нужно посетить определенные сюжетные места. Со временем путешествовать можно будет на лошади или поезде.

Помимо сюжетных квестов, в Redemption множество второстепенных заданий и событий, мотивирующих исследовать мир. И хотя задания обычно сводятся к «найди-ограбь-принеси», это не так бросается в глаза, когда встреченный на пути персонаж обильно заливает про свои неприятности и трудности, попутно вспоминая всю родословную.

Ещё в мире RDR есть различные случайные события: спасение людей, ограбления поездов и дилижансов, сражения с дикой природой. Rockstar добавила механики охоты, рыбалки и сбора ресурсов (травы, цветов, грибов и прочих растений). Пуская диких животных на мясо, сдирая шкуру и собирая кости, игрок приумножает ресурсы, а в дальнейшем использует их для создания зелий, продажи в магазинах или обмена на ценности.

Детали геймплея

Механика перестрелок переработана. Стрельбу разделили на прицельную и слепую. Игрок волен использовать окружение в качестве укрытий. Движок стал учитывать попадания в отдельные части тела, и ранения станут видны. Например, поймав стрелу в колено, противник начнёт хромать.

Система Dead Eye замедляет игровое время и позволяет пометить врагов или объекты, чтобы затем герой их молниеносно расстрелял. Прокачав её со временем, игрок становился ещё более смертоносным и получает новые навыки. Также Dead Eye работает в сюжетных моментах, позволив разработчикам поставить эффектные сценарные перестрелки, а игроку — ассоциировать себя с настоящим героем Дикого Запада.

Оружие в Redemption можно купить, найти или получить в качестве награды за выполнение заданий и миссий. Предоставив большой выбор в каждой из категорий огнестрела (револьверы, пистолеты, автоматические и ручные винтовки, дробовики, снайперки), есть возможность использовать ножи, клинки и лук со стрелами. Последний особенно эффективен на охоте. А ножи и томагавки можно бросать во врагов.

У каждого оружия уникальные характеристики, оно даёт разные возможности во время боя, позволяет выбрать тот или иной стиль игры. Но в некоторых миссиях выбор подходящего оружия — ключ к победе.

Поступки Марстона — как хорошие, так и плохие — учитывает система морали. За праведные дела, такие как спасение «утопающих» или поимку преступников, Джон увеличивает свою Честь, тем самым получая скидки в магазинах и доброжелательное отношение NPC. В то же время открытые убийства, воровство и разбой снижают этот показатель — встреченные персонажи не будут рады герою, к тому же его не пустят в отдельные заведения.

Сетевая игра

В мультиплеере Rockstar превратила открытый мир Redemption в песочницу:

  • Во Free Roam до 16 игроков могут свободно перемещаться по миру, выполнять события из одиночного режима, формировать банды до 8 игроков и сражаться с другими бандами;
  • Дополнение Outlaws To The End добавило командное совместное прохождение: 2-4 игрока выполняют в кооперативе 6 особо сложных миссий;
  • Различные соревновательные режимы, включая дезматч, скачки на лошадях, захват груза и контрольных точек — как в формате игрок против игрока (PvP), так и в команде.

По состоянию на середину 2023 года мультиплеер всё ещё работает, но могут быть сложности с подбором игроков.

Связь с GTA и другими играми Rockstar

Две великие саги Rockstar — RDR и GTA — не связаны в одну общую вселенную, но, учитывая любовь студии к деталям, между играми есть интересные отсылки и пасхалки:

  • Фанатская теория гласит, что в современной криминальной саге можно найти потомков NPC из RDR. Она же утверждает, что Майкл, Франклин и Тревор из GTA 5 — потомки Джона Марстона, за столетие разбежавшиеся по разным этажам социальной лестницы;
  • Среди необычных находок в играх серии GTA — обнаруженная на полке в доме Франклина книга, автором которой указан некто J. Marston. Это может быть как сам протагонист RDR, так и его сын. А один из второстепенных персонажей GTA 5 носит характерную красную футболку с портретом Марстона;
  • В одной из миссий RDR можно услышать фразу No More Hot Coffee («Больше никакого горячего кофе»), и это явная отсылка к нашумевшему моду Hot Coffee для GTA: San Andreas;
  • В захолустье Сэнди-Шорс, где проживает Тревор, есть улицы Армадилло-авеню и Чолла-Спрингс-Драйв, которые отсылают к местам в Армадилло и региону Чолла-Спрингс в Нью-Остине;
  • В RDR можно отдыхать у костра и слушать байки NPC. Если действие происходит на территории США, неигровые персонажи могут упомянуть Рэда Харлоу, героя Revolver. Находясь же в Мексике, NPC ссылаются на славные дела полковника Дарена и генерала Диего, второстепенных персонажей всё той же Revolver.