Про Штрауса Зельника, генерального директора Take-Two Interactive. Краткая биография и самые громкие высказывания
Будучи руководителем Take-Two Interactive, материнской компании Rockstar Games, Штраус Зельник (Strauss Zelnick) — одна из ключевых фигур в разработке GTA и Red Dead Redemption. Да, он не вовлечён непосредственно в креативную часть процесса, однако без его стратегического видения не обойтись. Какой корабль может плыть без капитана? В этой статье мы расскажем о его пути и вспомним самые интересные заявления об игровой индустрии.
Образование
Штраус Зельник родился в 1957 году, в Бостоне. Он закончил среднюю школу Колумбии в 1975-м, затем поступил в Уэслианском университет, где изучал английский язык и психологию. В это же время Зельник занял пост директора по связям с общественностью Коалиции независимых студентов колледжей и университетов на национальном уровне. После завершения основного образования он продолжил обучение в Гарвардских школах права и бизнеса. В результате, к 1983 году Зельник стал магистром делового администрирования и доктором права.
Карьера
В 80-х и начале 90-х деятельность Штрауса Зельника была связана с кинобизнесом. Так, в 1983-м он получил должность вице-президента по международным продажам телевизионных программ в Columbia Pictures International Television. Спустя 3 года присоединился к Vestron, Inc, которая специализировалась на продаже видеокассет. Там он прошёл путь от вице-президента по корпоративному развитию до руководителя, который осуществляет все операции. В 1988-м перешёл в 20th Century Fox и получил должность генерального директора.
В 1993 году Зельник впервые связывается с игровой индустрией — переходит в Crystal Dynamics и получает должность руководителя студии. Тогда она ещё не имела никакого отношения к Tomb Raider и Legacy of Kain, а занималась выпуском проектов для консоли 3DO Interactive Multiplayer. Правда, уже через два года Штраус Зельник покинет команду.
В 2001 году Зельник основал частную компанию Zelnick Media Capital (ZMC), которая специализируется на приобретении других компаний с использованием заёмных средств. Спустя 6 лет ряд инвесторов, включая ZMC, выкупили 46% акций Take-Two Interactive и назначили Зельника председателем совета директоров. В январе 2011 года он стал генеральным директором и остаётся на этой должности до сих пор.
Отметим, что Зельник является не владельцем Take-Two, а крупным акционером, а также человеком, который управляет издательством и несёт ответственность перед инвесторами.
Высказывания Штрауса Зельника
Зельник — медийная персона, из уст которой мы узнаём немало любопытного о внутренних процессах Take-Two Interactive и Rockstar, а также философии, которой придерживаются эти компании. Поэтому давайте вспомним его наиболее примечательные заявления.
Про GTA 6
Когда релиз GTA 6 перенесли с осени 2025-го на май 2026 года, Зельник не стал отмалчиваться, а прокомментировал ситуацию:
«Когда мы приближаемся к завершению работы над игрой, стремящейся к совершенству, становятся очевидными потребности или отсутствие таковых в дальнейшей полировке. В данном случае у нас была возможность за небольшой промежуток времени сделать так, чтобы Rockstar Games реализовала свое творческое видение без каких-либо ограничений. И я, конечно, поддержал такой подход».
На вопрос, будет ли дальше сдвигаться дата релиза, он ответил:
«Я думаю, что исторически сложилось так, что когда мы назначаем конкретную дату, то, как правило, мы соблюдаем сроки».
Вскоре стало известно, что шестая GTA выйдет не 26 мая, а 19 ноября 2026-го. И Зельник снова оставил комментарий:
«Когда мы устанавливаем дату, мы действительно в неё верим. Мы говорили, когда устанавливали последнюю дату, что если игре требуется больше доработки, чтобы стать наилучшей версией самой себя, то мы дадим ей больше времени. Именно так и произошло. Мы очень довольны этой датой выхода GTA 6. Она приходится на тот же финансовый год, это отличное окно для релиза, и, естественно, мы полностью поддерживаем подход Rockstar».
Зельник подчёркивает, что расслабляться нельзя:
«Мы не почиваем на лаврах и не считаем успех гарантированным. Мы как будто мчимся вперед, оглядываясь с тревогой. Высокомерие — враг стабильного успеха».
Про сборник GTA: The Trilogy — The Definitive Edition
Иногда Зельник не спешит признавать ошибки. Яркий пример — его комментарий по поводу ремастера GTA 3, Vice City и San Andreas, который разочаровал многих игроков:
«У нас были трудности на старте, но их разрешили. А название бренда принесло компании огромную пользу. Так что мы очень рады. У нас есть потрясающий план развития».
Отметим, что исправление недостатков сборника проводили несколько лет, причём эту работу поручили студии Video Games Deluxe, в которую входят авторы L.A. Noire. Сам ремастер делала Grove Street Games, и упоминание этой команды спустя время вообще убрали из вступительных роликов.
О том, почему мы до сих пор не увидели фильма по мотивам GTA или Red Dead Redemption
«Показатели успеха в киноиндустрии значительно ниже, чем в индустрии интерактивных развлечений. Наши показатели успеха для консольных проектов составляют 80–90%. Для хорошо управляемой киностудии этот показатель составляет около 30%, то есть вероятность провала фильма, лицензированного нами, составляет 70%.
Итак, в случае успеха, с точки зрения выгоды для нашей прибыли, не имеет особого значения для нашей деятельности. А в случае неудачи мы рискуем поставить под угрозу интеллектуальную собственность, лежащую в основе проекта», — говорит Зельник.
О PC как платформе
«Я думаю, что гейминг движется в сторону PC, а бизнес — в сторону открытых, а не закрытых платформ. Однако если вы определяете консоль как собственность, а не систему, то дорогие многочасовые игры для большого экрана никуда не денутся».
Такие заявления звучат неожиданно, если учесть, что изначально GTA 6 выйдет только на консолях PS5 и Xbox Series. PC-версия наверняка будет, но позже.
О том, играет ли он сам
«Я не геймер и почти не играю в видеоигры. Я не главный потребитель. Моя задача — привлекать и удерживать лучших специалистов в индустрии, а затем не мешать им», — говорит Штраус Зельник.
О закрытии студий
Take-Two, как и многие другие издательства, периодически закрывает внутренние студии. Например, в мае 2024 года из внутренней документации стало известно о роспуске Roll7, авторов серия OlliOlii и Intercept Games, известных по Kerbal Space Program 2. Однако Зельник отрицает факт ликвидации команд разработчиков, хоть и признаёт уменьшение расходов:
«Мы не закрывали эти студии. И мы постоянно пересматриваем график релизов всех наших студий, чтобы убедиться в его целесообразности. Поэтому действовать приходится осмотрительно, ведь компания находится в процессе реализации программы сокращения расходов, которую мы уже завершили и сейчас активно внедряем. Объявлено об экономии 165 миллионов долларов на текущих и будущих расходах, но мы ничего не закрывали».
Как следует оценивать стоимость игр
«Что касается ценообразования на любую развлекательную продукцию, алгоритм таков: стоимость ожидаемого использования развлечений, то есть почасовая стоимость, умножается на ожидаемое количество проведенных в игре часов.
По этим меркам наши цены на этапе покупки игры всё ещё очень и очень низкие, поскольку мы предлагаем много часов геймплея. […] Поэтому, я думаю, что индустрия в целом предлагает потребителям отличное сочетание соотношения стоимости и ценности. […] И, смотрите, наша стратегия здесь — предоставлять потребителям гораздо больше, чем мы берём с них», — заявил Зельник.
О Рэнди Питчфорде
Глава Gearbox Software Рэнди Питчфорд (Randall Pitchford) известнем скандальными заявлениями. В частности, он активно выступал за поддержку повышения цены на Borderlands 4 до 80 долларов и заявлял, что настоящие фанаты всегда найдут деньги на новую часть любимой серии. Напомним, что студия Gearbox — часть Take-Two. И Штраус Зельник, будучи боссом Питчфорда, открыто поддержал его:
«Прежде всего, мне нравится Рэнди. Хочу, чтобы это было официально сказано. Меня привлекает его яркая личность. Я ценю его страсть, он один из величайших создателей игр всех времён. Иногда он выглядит неоднозначной личностью — порой сознательно, порой нет. Но мне всё равно он безумно нравится».
Правда, в итоге стандартное издание Borderlands 4 продавали за стандартные 70 долларов.
Про AAA-игры, которые доступны по подписке в день релиза
«Мы с радостью поддерживаем разные подписочные сервисы. Наш скептицизм касается релиза флагманских консольных тайтлов в этих сервисах в день релиза. В этом для нас нет никакого смысла. Мы не можем позволить себе перевернуть наш бизнес с ног на голову», — говорит Штраус Зельник.
О том, делают ли игры людей более жестокими
«Развлечения не формируют поведение, а отражают его. Они дают людям возможность выплеснуть чувства, проявить их, рассказывают истории. Идея о том, что развлечения формируют поведение, многократно проверялась и опровергалась», — утверждает Зельник.
Не секрет, что серию GTA часто упрекают за реалистичную жестокость.
***
Как вы относитесь к высказываниям Штрауса Зельника? С чем согласны, а с чем — нет? Делитесь мнениями в комментариях!












