О чём рассказал Дэн Хаузер на подкасте Лекса Фридмана

3 ноября 2025
AlexShaixe

Дэн Хаузер (Dan Houser) — сооснователь Rockstar Games и сценарист многих игр студии, включая последние части серии GTA и Red Dead Redemption. Он покинул компанию в 2020 году. В последнее время Дэн занимается собственными проектами и активно даёт интервью. Недавно он появился в подкасте блогера и учёного в области компьютерных технологий Лекса Фридмана (Lex Fridman). В этой статье мы собрали всё самое интересное из их разговора.

О любимых фильмах Дэна Хаузера

Сюжеты дилогии Red Dead Redemption и серии GTA во многом основаны на фильмах. Среди любимых кинолент Дэн назвал второго «Крёстного отца» (The Godfather Part 2) и «Казино» (Casino). Лучшим фильмом о войне Хаузер считает советскую драму «Иди и смотри». Из вестернов он отметил «Буча Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid), а также «Дикую банду» (The Wild Bunch).

Про GTA 3

По мнению Дэна, третья GTA оказалась одной из самых влиятельных игр за всю историю. В Либерти-Сити образца 2001 года можно было наблюдать, как мир реагирует на ваши действия. В основе подобной симуляции лежит простой и дешёвый искусственный интеллект. Но этого хватило, чтобы создать иллюзию реалистичности и ощущение, что в этой игре можно делать всё, что угодно. И хотя в серии GTA уделялось много внимания открытому миру, Хаузер настаивал на том, что каждой части нужен полноценный сюжет, ведь он задаёт структуру и открывает новые возможности геймдизайна.

В своё время Дэну было стыдно признаться, что он хочет быть писателем. В итоге разработчик решил писать сюжеты для видеоигр, считая это занятие, пожалуй, наименее литературным направлением из всех возможных, особенно для конца 90-х и начала нулевых. GTA 3 — его первая работа, которую он называет полноценной работой сценариста.

Про создание персонажей

Сначала Дэн Хаузер вместе с коллегами придумывал базовое описание героя, например, «сербский эмигрант» или «отставной военный». Затем сценаристы задавали вопросы, как персонажи действовали бы в тех или иных обстоятельствах, за что они готовы умереть. Велась проработка их сильных и слабых сторон. Помимо этого, задумывались над сходствами и различиями героев с самими сценаристами. Например, сам Дэн, как и Нико из GTA 4, был иммигрантом, который тоже переехал в Нью-Йорк (реальный аналог Либерти-Сити). Однако Хаузеру было проще адаптироваться в США, ведь он оказался уроженцем Британии, а не Югославии.

Для того, чтобы оживить персонажей порой приходится придумывать конкретные яркие реплики и запоминающиеся сцены. Многим запомнился забавный момент, когда Белик приезжает к кузену и обнаруживает, что двоюродный брат врал ему о красивой жизни в Америки. Но сам Дэн понимал, что этот эпизод слишком нетипичен для видеоигр и волновался, не будет ли он смотреться нелепо.

Также важно, чтобы идеи сценаристов можно было реализовать на текущем уровне технологий. Поэтому важно поддерживать постоянную связь с программистами, художниками, аниматорами и тестерами. Порой персонажей и отдельные сцены с ними приходится вырезать не из-за технических ограничений, а чтобы не заставлять игрока скучать.

Про лучшие книги за всю историю

Для сценариста важны произведения, которыми он вдохновлялся. Хаузер отметил следующие книги:

  • «Зимние каникулы» (Winter Holiday) Артура Рэнсома (Arthur Ransome);
  • «Грозовой перевал» (Wuthering Heights) Эмили Бронте (Emily Bronte);
  • «Ночь нежна» (Tender Is the Night) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (Francis Scott Fitzgerald);
  • «Тонкая красная линия» (The Thin Red Line) Джеймса Джонса (Джеймс Рамон Джонс James Ramon Jones);
  • «Миддлмарч» (Middlemarch) Джорджа Элиота (George Eliot);
  • «Война и Мир» Льва Николаевича Толстого;
  • «1984» Джорджа Оруэлла (George Orwell).

Про роман A Better Paradise: Volume One — An Aftermath

14 октября 2025 года поступил в продажу дебютный роман Дэна Хаузера под названием A Better Paradise: Volume One — An Aftermath. В нём сценарист поднял тему искусственного интеллекта, причём попытался выйти за привычные рамки жанра, где компьютеры просто считают людей врагами. В книге ИИ ощущает себя человеком, у которого есть свои желания и цели. Причём у него могут проявиться самые разные черты, от доброты до социопатии. И хотя искусственный интеллект умнее обычных людей, он тоже бывает сломлен.

Про искусственный интеллект в творческих сферах

По мнению Хаузера, ИИ не сможет заменить человека в написании сценариев, ведь полноценному сюжету нужны интересные идеи. Нейросети смогут выполнять лишь базовую работу. Они могут быть полезными и действительно заменят тех, у кого нет любопытных концепций, которые можно реализовать. Но талантливые люди по-прежнему останутся востребованными на рынке. Если полагаться исключительно на ИИ, то мы получим сотни однообразных проектов.

О причинах популярности серии GTA

Дэн считает, что серия Grand Theft Auto востребована до сих пор, потому что команда вносила изменения от части к части, но при этом не выходила за рамки изначальной концепции. Всё началось с двухмерного симулятора преступника в первой GTA, но постепенно разработчики внедряли новые решения в каждый элемент игры. Например, когда вышла Grand Theft Auto 4 и два дополнительных эпизода к ней, возникла идея об объединение трёх историй с разными персонажами в одну. Она была реализована в пятой части.

Также стоит отметить, что игры серии GTA выходят далеко не каждый год, поэтому у разработчиков есть время на то, чтобы внедрить в них новые технологические решения и реализовать свои идеи.

К тому же, успех предыдущей части заставляет фанатов с нетерпением ждать следующую. Это обеспечивает хорошие продажи уже на самом раннем этапе.

Хаузер о том, что над GTA 6 работают другие люди

Дэн испытывает смешанные чувства по поводу того, что не имеет никакого отношения к шестой Grand Theft Auto. Он рад возможности заняться другими проектами без привычных ограничений. Но, в то же время, он печалится из-за того, что отошел от серии, над которой работал в течении долгих лет. С другой стороны, его больше огорчает, что кто-нибудь продолжит историю Red Dead Redemption с героями, которых придумал сам Хаузер. Он понимает, что рано или поздно это произойдёт.

О преимуществах комиксов перед видеоиграми

У игр длительные сроки разработки. Поэтому сатира, которая была актуальна 4-5 лет назад, может показаться устаревшей к дате выхода проекта. В этом плане комиксы позволяют быстрее реагировать на изменения в обществе. К тому же, новые выпуски выходят часто и позволяют оперативно отзываться на текущие тренды.

Почему Хаузер считает Red Dead Redemption 2 своей лучшей игрой

Дэну нравится сеттинг Дикого Запада, ведь он позволяет реализовать серьёзные идеи. В играх серии GTA всё слишком уж безумно, даже когда речь идёт о четвёртой части, которая считается не такой весёлой, как остальные. Например, в первой Red Dead Redemption уделено много внимания семье главного героя. Это отражение тогдашней жизни самого Хаузера, девушка которого на момент написания сценария была беременна. А финал первой части Дэн называет эмоциональным и смелым, ведь он нарушает ожидания игроков, возможно, расстраивает их, но, в то же время, заставляет испытывать сильные чувства, как во время просмотра хорошего кино.

Образ Артура Моргана тоже разрушает привычные стереотипы. Обычно вы начинаете играть за слабого героя, который постепенно становится сильным. С ключевым персонажем Red Dead Redemption 2 всё наоборот. Причём если финал первой части был внезапным, то угасание Артура шло постепенно. К тому же, в сиквеле сценаристы создали ощущение, что перед нами не просто банда, а полноценная семья во главе с Датчем, который был словно отец. И тем больнее видеть, как нам приходится идти против своих.

Помимо этого, во второй Red Dead Redemption прекрасно реализованы перестрелки и механика езды на лошадях.

О планах убить Нико Белика в GTA 4

Изначально четвёртая Grand Theft Auto могла оказаться ещё серьёзнее. В частности, планировалось завершить её смертью главного героя Нико. Но от этой идеи отказались, ведь было непонятно, как исследовать открытый мир после окончания основного сюжета. Позже к ней вернулись во времена разработки первой Red Dead Redemption.

Про невышедшие дополнения к GTA 5

Хаузер рассказал, что велась работа над сюжетным DLC про Тревора, который работает спецагентом. Оно было готово примерно на 50%, когда его отменили. По словам Дэна, если бы они довели дополнение до релиза, то у студии, возможно, не хватило бы сил для завершения Red Dead Redemption 2. Также планировался зомби-режим для GTA 5 по аналогии с Undead Nightmare для первой RDR.

Про отменённую игру Agent

Дэн утверждает, что рассматривалось пять разных концепций игры Agent, причём сеттинг семидесятых и Холодной войны, о котором нам известно, — лишь один из них. Например, другая версия проекта была посвящена современности. Однако проблема в том, что удачные приёмы в кино могут не работать в видеоиграх. У Rockstar так и не получилось сделать открытый мир интересным. Хаузер сомневается, что это вообще возможно в рамках проекта про шпиона, ведь сюжет накладывают ограничения, которые убивают интерес к исследованию, а отдельные составляющие не сочетаются друг с другом.

О работе в Rockstar

В Rockstar Дэн провёл двадцать лет, за которые он прошёл долгий путь от ребёнка, который мечтает стать писателем, до всемирно известного сценариста. Своим наилучшим временем работы он называет период с 2001 по 2005 годы, когда уже пошли хорошие продажи, но ещё не было серьёзного давления со стороны издателей. Оно началось примерно с 2007-го из-за больших бюджетов, которые необходимы на разработку видеоигр. При этом к Rockstar всегда было приковано внимание общественности, ведь проекты компании вызывали самые разные эмоции, от искренней любви до жгучей ненависти. Это немного напрягало, но, в то же время, вдохновляло двигаться дальше.

***

Какая работа Дэна Хаузера вам нравится больше всех? Ждёте его будущие проекты? Делитесь мнениями в комментариях!