Скандальное увольнение десятков разработчиков Rockstar. В чём причины сокращений в студии перед выходом GTA 6
Разработка шестой GTA выходит на финишную прямую. Если не случится новых переносов, то 19 ноября игра поступит в продажу. В ближайший год будут прикладываться все усилия, чтобы избавить проект от багов и довести его до идеала. Поэтому сейчас, когда для команды важен каждый специалист, новости об увольнениях сотрудников вызывают удивление. Всю актуальную информацию об этом событии вы найдёте в нашей статье.
Что произошло в конце октября 2025 года
30 октября были уволены сразу 34 сотрудника Rockstar. Официальная причина — грубое нарушение дисциплины, включая разглашение и обсуждение внутренних данных на публичных форумах. О чём конкретно идёт речь — не сообщается. Периодически в сети появляются действительно утечки от инсайдеров, но, как правило, речь идёт о мелочах в духе регистрации доменов на серверах Take-Two. Последний крупный слив информации произошёл больше трёх лет назад, 18 сентября 2022 года.
Другая возможная причина массовых увольнений
Представители Независимого профсоюза работников Великобритании (Independent Workers' Union of Great Britain или IWGB) утверждают, что сокращения связаны с тем, что все уволенные сотрудники состояли в профсоюзе или же планировали его создать. В будущем они могли требовать улучшений условий труда.
«Компания Rockstar только что совершила самый вопиющий и беспощадный акт борьбы с профсоюзами за всю историю игровой индустрии», — заявил президент IWGB Алекс Маршалл (Alex Marshall). Он утверждает, что бывшие сотрудники состояли в приватном чате в Discord, где, кроме них, были лишь профсоюзные активисты. Ни о каком разглашении секретной информации речи не идёт.
Rockstar публично опровергла подобные утверждения. «Увольнения никак не связаны с правом людей вступать в профсоюз или участвовать в профсоюзной деятельности», — прокомментировали ситуацию представители студии.
Протесты около офисов Take-Two Interactive
Примерно через неделю после увольнений около офисов Rockstar North в Лондоне и Эдинбурге прошли протесты. Организатором выступила уже упомянутая организация IWGB. Бывшие сотрудники действительно смогли привлечь внимание общественности. Стоит признать, что плакаты выполнены креативно — на них можно найти отсылки к серии GTA и Red Dead Redemption 2.
Протестующих поддержал американский профсоюз SAG-AFTRA (Screen Actors Guild — American Federation of Television and Radio Artists, что переводится как «Гильдия киноактёров — Американская федерация теле- и радиоартистов»). Он представляет интересы актёров Grand Theft Auto 6.
Откровения бывшего сотрудника Rockstar, который пожелал остаться анонимным
Анонимные источники — не самые надёжные, однако в данном случае мы решили обратиться к одному из них для полноты картины. Речь идёт о давнем сотруднике Rockstar, который выступает на GTAForums под ником Organize. Его личность проверена руководителями форума.
По словам этого человека, людей вызывали на короткую беседу, обвиняли в грубых нарушениях дисциплины, вручали конверт с письменным объяснением и чуть ли не силой выгоняли из офиса. Никаких доказательств утечки информации не приводилось. При этом было запрещено привлекать представителей профсоюза, что противоречит трудовым законам Великобритании. Тем, кого не было на рабочем месте, сообщали неприятную новость по телефону. Сокращения проводились без сохранения зарплаты. Среди уволенных были художники, дизайнеры, аниматоры, программисты, продюсеры и тестировщики. Некоторые из них могут лишиться трудовой визы, благодаря которой они могли работать в Великобритании.
В закрытом чате Discord состояло около 250 человек. Это больше 10% от общей численности штата, что позволяло начать переговоры с руководством о жёстком рабочем графике, переработках и недостаточной зарплате. Они уже обсуждали между собой возможность создания профсоюза в рамках студии. После увольнений те сотрудники, которые продолжают работать в компании, опасаются, что их тоже сократят. Сейчас они стараются избегать контактов друг с другом по личным вопросам и не привлекать к себе лишнее внимание, чтобы не оказаться на улице. О каких-то объединениях и улучшениях условий труда разработчики, похоже, уже не думают.
Профсоюз намерен добиться, чтобы всех, кого вынудили покинуть Rockstar, вернули на их должности.
Почему Rockstar опасается профсоюзов
Мы не берёмся называть конкретную причину увольнений, лишь приводим мнения обеих сторон. Однако опасения издателей по поводу деятельности профсоюзов кажутся обоснованными. Дело в том, что разработка практически любой крупной игры связана с кранчами, когда сотрудники проводят по 10-12 часов за работой без выходных в течение долгого времени. Это действительно тяжёлый период, который нередко приводит к выгоранию, депрессии и проблемам в личной жизни.
Многие издатели воспринимают кранчи как часть процесса разработки и даже прописывают их в план. Руководителям Rockstar очевидно, что обойтись без них не получится и на этот раз. А для профсоюзов подобные условия труда неприемлемы. Они могут подать жалобу и, как следствие, создать трудности для компании перед самым важным событием последних лет — запуском Grand Theft Auto 6.
Примечательно, что в конце октября был другой скандал, который связан с увольнениями. Речь о сокращениях в студии Build a Rocket Boy, которая выпустила провальную MindsEye. Компанией руководит Лесли Бензис (Leslie Benzies), бывший продюсер многих игр Rockstar, включая GTA 5. Об этой истории мы рассказали в отдельной статье.
***
А что вы думаете по поводу увольнения сотрудников Rockstar? Повлияют ли они на качество GTA 6? Делитесь мнениями в комментариях!





