История музыки в играх Rockstar и камео реальных исполнителей

В этой статье мы погрузимся в уникальный мир музыкальных камео в играх Rockstar Games. Мы вспомним, как разработчики, начиная от первых GTA и до GTA Online, сотрудничали с легендарными музыкантами и композиторами, интегрируя их творчество в собственные проекты. От культового андеграундного лейбла Moving Shadow до неожиданных появлений настоящих звезд, таких как Dr. Dre.
GTA 1 (1997)
На первых порах молодая студия, только начинающая свой путь в игровой индустрии, не придавала особого значения выбору музыкальных лейблов и сторонних исполнителей. В тот момент разработчики были сосредоточены на создании основного контента, и добавление музыки в игры было скорее второстепенным процессом. Они использовали минимальное количество композиций, часто ограничиваясь музыкой, созданной внутри студии или доступной без привлечения крупных музыкальных агентств.
GTA 2 (1999) и Midnight Club: Street Racing (2000)
GTA 2
Во всей этой истории ключевую роль сыграл Терри Донован (Terry Donovan) — один из основателей Rockstar Games. Он курировал продвижение, сопутствующий контент GTA и многое другое. Помимо этого, Терри был диджеем и большим поклонником электронной музыки, а также имел обширные знакомства в музыкальной среде. Одним из его знакомых был диджей Timecode, основатель лейбла Moving Shadow. Благодаря их дружеским отношениям, несколько треков этого лейбла появились в GTA 2.
Moving Shadow был крайне андеграундным и неоднозначным явлением в жанре Drum & Bass и Jungle. Этот лейбл стал известен своей уникальной философией и подходом к созданию музыки, где не было места для коммерческих стандартов. Их композиции не попадали в мейнстрим и никогда не присутствовали в популярных видеоклипах, что только подчеркивало исключительность и независимость. Вместо этого, лейбл ориентировался на более узкие, но преданные аудитории, которые ценили не только музыкальное разнообразие, но и дух контркультуры. Таким образом, музыка Moving Shadow не только задавала новые стандарты в электронном звучании, но и становилась важной частью субкультуры, которую поддерживали независимые клубы и андеграундные сцены по всему миру.
Неудивительно, что такой лейбл привлек внимание молодых разработчиков из Rockstar. Во-первых, Moving Shadow символизировал мрачное, нестандартное музыкальное направление, распространившееся в узких кругах, а лицензия на такие релизы приобреталась без значительных затрат. Во-вторых, Rockstar стремилась создавать нечто особенное, ожидая, что это поможет им завоевать максимально широкую аудиторию.
В конечном итоге, музыка, которая относилась к этому лейблу, оказалась как в самой игре (в неё вошли такие исполнители, как E-Z Rollers, Dom & Roland), так и в короткометражном фильме GTA 2: The Movie, что стало ярким свидетельством уверенности Rockstar в своём музыкальном подходе. Композицию от E-Z Rollers мы могли услышать в качестве заглавной темы GTA 2.
Стоит также отметить, что Rockstar Games пробовала себя в различных аспектах индустрии развлечений, включая запуск собственных ночных клубов под названием Rockstar Loft. Этот проект подчеркивал стремление компании быть ближе к своему сообществу, особенно к молодежной аудитории, увлеченной клубной культурой и электронной музыкой. В дальнейшем это отразится на подходе Rockstar — компания повторит свои эксперименты, но уже в другом формате, усиливая влияние музыкальной культуры в своих проектах.
Кроме того, Rockstar Loft мог служить площадкой для привлечения знаменитостей, что давало возможность налаживать связи с медийными личностями.
Midnight Club: Street Racing — нестандартный взгляд на гонки и музыку
Спустя год выходит в свет Midnight Club: Street Racing — первая игра в сеттинге уличных гонок с уникальными машинами и персонажами в Нью-Йорке и Лондоне. Данная гонка была буквально напичкана андеграундной музыкой того времени, где большую часть плейлиста занимали треки от ранее упомянутого лейбла Moving Shadow.
Разработчики отмечали, что «музыка лейбла выражает городскую жизнь уличных гонок». По словам Терри Донована, «их страсть к созданию превосходной музыки вместо соответствия стандартам индустрии делает их самих и их музыку по-настоящему уникальными». Спустя два месяца после выхода игры, Moving Shadow выпускает лицензированный альбом на двух виниловых пластинках с несколькими композициями от Dom and Roland.
Данный лейбл станет одним из постоянных партнеров Rockstar. Его треки прозвучат не только в GTA 2 и Midnight Club: Street Racing, но и в последующих проектах, таких как GTA 3 (2001) и Midnight Club: DUB Edition (2005).
В журнале UK Playstation от января 2001 основатель лейбла Moving Shadow Роб Плейфорд (Rob Playford) отметил несколько очень интересных и важных деталей. Так, например, он подчеркнул, что с 1990 года работает над музыкой, а в 1998 году к ним обратились игровые студии для создания композиций, и Moving Shadow сделали собственное подразделение — Resonant Matrix. После основания подразделения, первым проектом был гоночный криминальный симулятор Midnight Club. После первой удачной работы над проектом, они вели разговоры и договаривались о продюсировании нескольких композиций для ещё не вышедшей GTA 3.
Помимо треков лейбла Moving Shadow, в игре звучат композиции одного из самых влиятельных музыкантов техно-сцены — Деррика Мэя (Derrick May). Кто такой Деррик Мэй? Он был одним из пионеров жанра техно, чье влияние на развитие электронной музыки трудно переоценить. За несколько лет своей карьеры он вложил огромное количество времени и усилий в развитие техно, что сделало его одним из самых значимых артистов в музыкальной культуре 80-х и 90-х годов.
Несомненно, Rockstar отметила этот вклад и включила несколько его музыкальных произведений в плейлист игры. Его культовый трек Strings of Life, выпущенный в 1987 году и ставший настоящей классикой техно, был переиздан в 1997 году. В 2000-х, наряду с другими переизданиями, этот трек был добавлен в саундтрек игры.
Музыка Деррика Мэя сопровождает игроков в меню, в свободном режиме и звучит во время заездов, придавая атмосфере Midnight Club узнаваемый ритм электронной сцены конца 90-х годов и подчеркивая атмосферу ночных гонок и городских пейзажей.
Также стоит отметить участие таких артистов, как Surgeon – его кинематографический подход в музыке и вдохновение от электро и техно стали определяющими для атмосферы Нью-Йорка начала 2000-х.
GTA 3 (2001)
В первом трейлере GTA 3, опубликованном 1 февраля 2001 года, слушателям представили геймплей под композицию Деррика Мэя — Kaotic Harmony. Эта композиция, переизданная в 1997 году, оказалась настолько выразительной, что стала символом переосмысления геймдева.
Занимательный факт: Деррик Мэй является членом знаменитой “Бельвийской тройки”, название которой происходит от города Бельвиль, где он и его группа учились в старшей школе и начали совместное занятие музыкой. Интересен факт только тем, что начиная с GTA 3 и заканчивая GTA LCS, в игре появляется район на острове Стаунтон — Белльвиль-Парк. Это может быть отсылкой к этой группе в знак благодарности Мэю за его вклад в игры студии Rockstar.
Летом того же года для немецкой аудитории был показан трейлер, где звучала композиция от Тома Нови (Tom Novy) – Back to the Street. Том Нови — это немецкий диджей, продюсер и композитор, который приобрёл известность в электронной музыке, в частности в жанре хаус. Он начал свою карьеру в 1990-е годы. Сама композиция, присутствовавшая в немецком трейлере, вышла в 2001-м, за пару месяцев до релиза GTA 3.
Интересно, что планировалось добавить в игру и самого Тома Нови в виде камео вместе с его композицией, однако по тем или иным причинам этот замысел не был полностью реализован. Правда, его модель можно найти в PS2-версии GTA 3.
В этот период вновь появляется лейбл Moving Shadow, который с помощью радиостанции MSX FM внутри игры продвигал жанры джангл и drum’n’bass. DJ Timecode, владелец лейбла, лично смикшировал треки для игры и радио, работая бок о бок с MC Codebreaker – голосом внутриигрового радио.
Кроме того, на радио K-JAH звучали работы исполнителя даб/регги Scientist, где голосом ведущего был сам исполнитель, подтверждая, что Rockstar стремилась к гармоничному и разнообразному звуковому оформлению своих проектов, создавая атмосферу тогдашнего Нью-Йорка.
Особого внимания заслуживает Game Radio FM, где разработчики экспериментировали с разными музыкальными направлениями. Начать стоит с того, что именно The Alchemist познакомил Rockstar с лейблом Game Recordings, который и стал основой для Game Radio FM. В будущем этот продюсер сыграет важную роль в создании композиций для серии GTA, когда как сам лейбл, основанный за три года до выхода GTA 3, прекратил существование в 2002 году.
Интересный факт: знали ли вы, что инструментал продюсера Reef под названием Scary Movies, который звучит на Game Radio FM в GTA 3, еще в 1998 году лёг в основу трека группы Bad Meets Evil (дуэт Eminem и Royce da 5’9”)?
Любопытно и то, что треки Royce da 5’9”, такие как I’m the King и Spit Game, вошли в плейлист радиостанции, причем их продюсировал всё тот же The Alchemist. А рэп-исполнителя Agallah, чья композиция Rising to the Top попала на радио Game FM, можно будет вновь услышать в будущем проекте Rockstar, но уже за пределами серии GTA и с новыми песнями.
Также подборку музыки для Game Radio FM составил Стретч Армстронг (Stretch Armstrong) — опытный радиоведущий, чья карьера началась ещё в 90-х. Интересен факт, что MF Doom, о котором мы поговорим позже, записывал свои дебютные песни у самого Армстронга. Что касаемо голоса радиоведущего, то им стал Лорд Сеар (Lord Sear). Эти решения еще раз подчеркнули стремление Rockstar к интеграции уличной культуры в свои игры.
Не будет лишним упомянуть, что все треки с радиостанции Rise FM были взяты из небольшого лейбла Generation Records, а миксом под радио и голосом для ведущего занимался лично Терри Донован. Нужно учитывать, что большая часть треков, входящая в плейлист, состоит из треков, взятых от Generation. Сам этот лейбл исчез из поля зрения в 2003 году, спустя два года после релиза GTA 3.
Vice City, Midnight Club 2 и Max Payne 2 (2002–2003)
GTA Vice City — радиоведущие-легенды из прошлого
В 2002 году, в ярком и насыщенном мире Vice City, акцент был сделан не только на саундтреке, наполненном хитами Майкла Джексона (Michael Jackson) и Лауры Браниган (Laura Branigan), но и на участии знаковых радиоведущих. На волнах Wildstyle Pirate Radio ведущим выступил легендарный Mr. Magic или Джон Ривас (John Rivas), который с 1979-го и до 2002 года задавал тон на нью-йоркском радио.
Стоит еще отметить тот факт, что Vice City была последней в своем роде игрой в серии GTA, в которой присутствовала написанная музыка самой Rockstar. Так, для примера, несколько треков написали Крейг Коннор (Craig Connor) (ныне бывший музыкант из Rockstar) и Стюарт Росс (Stuard Ross). В дальнейшем, начиная с San Andreas, в игре будет появляться исключительно лицензионная музыка.
Midnight Club 2 – от рэпа до электронных экспериментов
В 2003 году Rockstar San Diego (ранее Angel Studio, приобретена Rockstar в 2002) продемонстрировала еще более интересный музыкальный эксперимент в Midnight Club 2. Так, рэп-исполнитель 8-Off Agallah, которого мы с вами знаем по композиции из Game FM, подарил игре два оригинальных трека – один из которых стал главной темой, а второй, в дуэте с Ike Eyes, звучал во время заездов по Лос-Анджелесу.
Помимо этого, игровой саундтрек пополнился композициями Тома Бангальтера (Thomas Bangalter) – одного из участников легендарного дуэта Daft Punk. Не обошлось и без отсылок к кинематографическим источникам: треки Outrun и Extra Dry были заимствованы из фильма 2002 года «Необратимость» (Irreversible).
Также Rockstar обратилась к лейблу Brain Recordings, выбрав ряд композиций, в том числе работы Майкла Да Брейна (Michael Da Brain) и Джека Хендерсона (Jack Henderson) (псевдоним двух музыкантов, известных как Мартин Кайсер (Martin Kaiser) (Рэй Кларк (Ray Clark)) и Клаус Хансел (Claus Hansel)).
Их музыка в связи с сотрудничеством между Майклом Да Брейном и Фрэнком Д. Нойзом стала знаковой для передачи духа футуристичного Токио 2000-х.
Помимо ранее упомянутого Brain Recordings, Rockstar обращалась также и к другим лейблам, таким как Platipus Records, Saw Recordings и System Recordings. В итоге мы получили несколько композиций от Art Of Trance, Kansai, а также Kinder и Moogroove.
Казалось бы, ничто не могло помешать продвижению второй части Midnight Club в топы и завоеванию сердец игроков. Однако все планы и идеи были разрушены выходом Need For Speed: Underground, которая через месяц после релиза Midnight Club 2 завоевала огромную популярность, забрав все лавры и внимание, оставив Rockstar в затруднительном положении. Тем не менее, Rockstar не из тех, кто сдается без боя.
Из интересного можно отметить, что в первой части Need For Speed: Underground фигурировал грузовик с прицепом DUB, что, вероятно, стало мотивом для Rockstar начать сотрудничество с этим известным журналом и попытаться соревноваться с конкурентом в лице EA. Это коснется как транспорта, так и музыки.
Max Payne 2 – поэзия и музыка
В 2003 году в Max Payne 2 важным музыкальным акцентом стала композиция группы Poets of the Fall – Late Goodbye.
Интересно, что эта композиция базируется на стихотворениях Сэма Лейка (Sam Lake), сценариста и основателя Remedy Entertainment. Трек не только звучит в финальных титрах, но и периодически встречается в игровом мире в исполнении разных игровых персонажей.
San Andreas и переход к новым форматам (2004–2006)
GTA San Andreas – персонажи, которые задавали тон
В 2004 году GTA San Andreas вывела на передний план не только музыкальное сопровождение, но и создание уникальных персонажей. Так, персонажу Райдеру голос подарил рэп-исполнитель MC Eiht (его композиция Hood Took Me Under звучала на Radio Los Santos), а для Мэдд Догга был выбран Ice-T, который подарил голос как для самого персонажа для сюжетной линии, так и для новостного радио.
Джулио Джи или Джулио Гонзалес (Julio G, Julio Gonzales) является реальным радиоведущим из Калифорнии и сыграл важную роль в GTA: San Andreas, став ведущим на Radio Los Santos. Важность его роли заключается не только в его профессионализме, но и в том, что сам Гонзалес был свидетелем значимых событий, таких как бунты 1992 года в Лос-Анджелесе, которые нашли отражение в виртуальном мире. В игре Джулио Джи комментирует происходящее, выражая мнение, что продолжение насилия и беспорядков лишь усугубляет ситуацию. Его слова «необходимо прекратить бунт, это разрушает районы» являются отсылкой к реальным событиям, что придает игре еще большую глубину и связь с реальной историей.
Особое внимание заслуживает и главный герой Карл Джонсон (Си-Джей), голос которого принадлежит рэперу Young Maylay, чьё настоящее имя Кристофер Беллард (Christopher Bellard). Реальный Young Maylay, начавший карьеру в начале 2000-х в связи с тем, что хотел завязать с бандитизмом (Янг участвовал в стычках банд за группировку Crips), после популярности игры основал собственный лейбл и выпустил дебютный альбом. Этот факт иллюстрирует, как тесно взаимосвязаны игровые индустрии и музыкальный бизнес.
Интересен и тот факт, что в 2006 году Ice Cube вместе с MC Eiht и Young Maylay участвовал в записи микстейпа, демонстрируя живое сотрудничество между рэперами и уличной культурой.
Midnight Club: DUB Edition и Liberty City Stories — переплетение жанров
Как мы ранее упомянули, Rockstar оказалась в западне после выхода Need For Speed: Underground в 2003 году, поэтому команде нужно было незамедлительно думать о том, что и как делать дальше. В итоге в 2005 году Rockstar принялась сотрудничать с автомобильными брендами и журналом DUB, что позволило включить в игру около сотни лицензированных треков. Помимо неоднократно упоминаемого ранее Moving Shadow, в игру вошли работы лейблов Underground Resistance и Submerge. В конечном итоге, игра получила как переизданные треки Dom & Roland из Midnight Club: Street Racing (они имеют приписку VIP), так и новые, вместе с композициями от исполнителей Omni Trio и Aquasky.
Сюда также вошли не менее популярные исполнители, такие как T.I., Nine Inch Nails и многие другие. Иронично, что впервые T.I. появился в гоночной игре от EA — NFS: Underground в 2003-м, а затем, спустя два года, в Midnight Club: DUB Edition. Это ещё раз подчёркивает стремление Rockstar идти наперекор и конкурировать с другими студиями.
В Liberty City Stories было использовано несколько треков из Midnight Club: DUB Edition для MSX FM, демонстрируя стратегию Rockstar «убить двух зайцев одним выстрелом» – получить лицензии и музыкальный материал для будущих проектов.
Также стоит отметить радио The Liberty Jam под руководством DJ Clue, где звучали треки от исполнителей DMX и The L.O.X.
Vice City Stories – камео настоящих исполнителей
В 2006 году Vice City Stories стала первой игрой в серии GTA, где реальный исполнитель появился в роли игрового персонажа. Так, нам представили поп-исполнителя Фила Коллинза (Phil Collins), где игрок в роли Виктора Вэнса сопровождал его от наемных убийц, а в конечном итоге являлся телохранителем на его концерте. После завершения миссий, связанных с Филом, мы можем посещать его концерты. Помимо всего прочего, у игрока теперь есть две композиции Коллинза — такие как Easy Lover для Flash FM и легендарная In the Air Tonight для Emotion 98.3.
Помимо Коллинза, в игре звучали композиции Роя Айерса (Roy Ayers) – артиста, который уже успел покорить сердца фанатов GTA SA своей песней Running Away. Его композиция Everybody Loves the Sunshine появилась в этой части игры. К сожалению, 4 марта 2025 года Рой Айерс покинул нас, и Rockstar почтила его память.
Новые горизонты: GTA 4, Midnight Club: Los Angeles и Chinatown Wars (2008–2009)
GTA 4 – кино-музыкальные эксперименты
В 2008 году Rockstar Games представила новый подход к выбору музыкального сопровождения для GTA 4. Например, для первого трейлера и в дальнейшем на радио The Journey была использована композиция легендарного Филипа Гласса (Philip Glass) — Pruit Igoe.
Эта композиция, изначально созданная для документального фильма Koyaanisqatsi, отражала связь между кинематографическими приемами и динамичным прогрессом мира. Она показывала, насколько кинематографичной может быть игра.
Кроме того, разработчики решили расширить выбор радиоведущих, добавив таких личностей, как:
- Рой Айерс (Fusion FM, повторное участие в проектах Rockstar);
- Макс Кавалера (Max Cavalera) – радиоведущий на Liberty City Hardcore Radio в DLC The Lost and Damned;
- Руслана (Ruslana) на Vladivostok FM с её композицией Wild Dances, победительницей «Евровидения» 2004 года;
- Игги Поп (Iggy Pop) на радио Liberty Rock Radio;
- Дэдди Янки (Daddy Yankee) на San Juan Sounds.
Интересен сам факт участия Русланы, которая стала первым ведущим, владеющим несколькими языками. По её заявлениям, Rockstar Games связалась с ней напрямую с предложением поучаствовать в озвучке радиоведущего, вследствие чего они провели на студии в Нью-Йорке 18 часов в режиме нон-стоп. Помимо этого, люди из студии дали добро на свободу при работе в плане времени и самовыражения. Не менее примечательным является факт, что ей доверили отобрать композиции для игры, куда вошла её композиция и работы многих других СНГ-исполнителей. Её творческий вклад и участие в отборе музыкальных композиций подчеркивают, как Rockstar стремилась передать культуру разных регионов через музыку.
Стоит помнить, что среди выходцев из СНГ влияние на GTA оказала не только Руслана со своей привлекательной подачей в роли радиоведущей, но и рэпер Серега. Он исполнил композицию Liberty City Invasion, а позже выпустил отдельный видеоклип, посвящённый игре, который олицетворяет русский музыкальный мир и культуру:
Необходимо дополнить, что Rockstar стала приглашать музыкантов на роли радиоведущих с целью получения эксклюзивных версий их композиций. Это становится заметно по нескольким радиостанциям: например, это было с тем же Роем Айерсом — на радиостанции Fusion FM, которую он ведет, играет его же композиция. Это вновь позволяло Rockstar Games использовать тактику убийства двух зайцев: за приглашение на роль ведущего компания получала уникальные композиции.
Спустя год после релиза GTA 4, в 2009 году появляется модификация от ведущего MC Codebreaker, ранее известного по радиостанции MSX FM в GTA 3 и LCS. Эта модификация добавляет в игру радиостанцию Blueprint X для Xbox 360, которая позже была портирована и в PC-версию, так как оригинал был утерян. Вдохновленный идеей, Codebreaker обратился летом на форум dogsonasid (специальный форум, связанный с жанром Drum & Bass) с предложением собрать сборник композиций в жанре, который, по его мнению, должен был быть представлен в игре. Уже в октябре того же года модификация была выпущена.
Основной причиной создания этой модификации стало недовольство Codebreaker и поклонников игры отсутствием лондонского Drum & Bass в GTA 4. Разработчики, по мнению фанатов, стали отдавать предпочтение более популярным и коммерческим исполнителям, вместо того чтобы включить независимых и андеграундных авторов, что традиционно было присуще предыдущим частям серии.
Этот случай не является уникальным. Например, композитор Need For Speed Мэтт Раган (Matt Ragan) утверждал в одном из интервью, что к ним пришел человек из A&A (Artists & Repertoire) и убедил EA, что лицензирование поп-артистов — это правильный путь. В результате его назначили главой EA Music, а он сам говорил, что многие композиции, написанные до него в EA, звучали, как если бы они были сделаны на Casio — с примитивным качеством звука. Это также подчеркивает, что разные бренды и компании имеют свои стратегии и подходы. В то время как лейблы, такие как Moving Shadow, всегда придерживались нестандартного подхода, ориентируясь на непопулярные жанры. В мире поп-музыки необходимости следовать таким принципам нет.
Что касается радиостанции, оценить модификацию вы можете в видеоролике ниже:
Midnight Club: Los Angeles – постоянность
В 2008 году Midnight Club: Los Angeles продолжила традицию музыкальных экспериментов, предложив разнообразный и смелый саундтрек. В игре можно было услышать композиции таких исполнителей, как Deadmau5, который позже появился и в GTA: Chinatown Wars, а также Nine Inch Nails — группы, уже засветившейся в предыдущей части Midnight Club. Кроме того, в плейлист вошли треки от Ice Cube, Disturbed (чьи песни могли быть знакомы по Need For Speed: Most Wanted), а также на тот момент набирающего популярность Kid Cudi с его культовой композицией Day 'N' Night. Такой подбор музыки демонстрировал внимательность разработчиков к музыкальным тенденциям и их способность интегрировать в игру самые актуальные и знаковые треки того времени.
Интересным решением стала отсылка к Young Maylay с треком You Ain't Uh, что вполне служило благодарностью за длительное сотрудничество.
GTA Chinatown Wars – рэп и альтернативные звучания
В 2009 году GTA Chinatown Wars открыла новую страницу в сотрудничестве с рэп-сценой. Заглавную тему игры исполнили MF Doom, которого мы помним по короткому рассказу в части про GTA 3, и Ghostface Killah, где продюсером выступил Oh No – участник группы Gangrene.
А ещё Oh No и The Alchemist состоят в музыкальной группе Gangrene, чьи треки были добавлены на одноименную радиостанцию в GTA: Chinatown Wars — Alchemist.
С 2013 по 2017 годы Rockstar, совместно с Gangrene, выпустят целый альбом для GTA 5, что еще раз подчеркнет важность музыкальных экспериментов в проектах Rockstar.
Многие радиостанции в этой GTA имеют названия, относящиеся к тому или иному исполнителю. Например, в игре есть радиостанция DJ Khalid; или ранее упомянутый Deadmau5, которому также посвятили отдельную радиостанцию.
Важно отметить, что в мире видеоигр по сей день сохраняется тенденция создавать радиостанции с названиями в честь исполнителей и лейблов. Так, например, в играх Forza Horizon есть отдельные подборки лейбла Hospital Records.
Современный этап: от Max Payne 3 до GTA 5 и обновлений GTA Online (2010–2021)
Max Payne 3
Переходя к 2010-2012 годам, стоит выделить Max Payne 3. В этой игре большую часть композиций записала группа HEALTH – американский коллектив, сочетающий индустриальный и нойз-рок. Треки вроде TEARS во время перестрелки в аэропорту или MAX: PANAMA, имеющая похожие сэмплы с музыкой из меню GTA 5, стали важными элементами напряженной атмосферы игры.
HEALTH впоследствии вновь примут участие в создании музыкального контента для GTA 5 и обновлений GTA Online.
GTA 5 – музыкальный шедевр с многотомным саундтреком
С 2013 года GTA 5 стала настоящей музыкальной лабораторией. Альбом The Music of Grand Theft Auto 5 разделен на три тома:
- Original Music: включает в себя заглавную тему Welcome to Los Santos, созданную продюсером Oh No. Позже трек обогащается участием MC Eiht, Freddie Gibbs и Kokane на радио;
- The Score: включает совместные работы Tangerine Dream, Oh No, The Alchemist, Woody Jackson и DJ Shadow. Первоначально Эдгар Фроуз (Edgar Froese) отказывался участвовать в проекте, но, узнав о характере игры, представляющую собою борьбу против истеблишмента, мгновенно согласился, записав около 60 часов композиций для различных игровых сцен;
- Radio-сборник: третий том включает лицензированные треки, отражающие музыкальное многообразие Лос-Сантоса, его культуры и не только.
С 2015 по 2017 годы Oh No и Tangerine Dream продолжают сотрудничество, создавая саундтреки для DLC-обновлений GTA Online.
Отдельно стоит упомянуть, что композиция Mona Da Vinci от Tangerine Dream, звучащая в главном меню GTA 5, не входит в этот альбом, однако композиция была позаимствована из одноимённого альбома 2011 года.
Кроме того, в 2014 году Tangerine Dream выпустила эксклюзивный альбом The Cinematographic Score GTA 5, тираж которого был ограничен 2000 копиями.
Этот альбом включает оригинальные версии треков, которые не были изменены или переработаны Oh No и The Alchemist, как это случилось с композициями, вошедшими в саму игру. Многие из треков позже можно было услышать во втором томе альбома The Music Grand Theft Auto 5. Если вам любопытно и вы хотите узнать, в чём разница между The Cinematographic Score и The Music of Grand Theft Auto 5 вместе с саундтреком из обновлений GTA Online, то мы оставим вот этот видеоролик ниже с грамотным сравнением версий:
В 2015 году The Alchemist и Oh No, в связи с выходом GTA 5 на PC, выпускают альбом, который представляет собой подборку композиций для радиостанции The Lab.
The Lab портировали на PS3 и X360, как последнее обновление для данных консолей. Стоит отметить, что GTA 5 является первой игрой, в которой появилась радиостанция с жанрами поп-музыки — Non-Stop-Pop FM.
Обновления GTA Online: After Hours, Los Santos Tuners и The Contract
В 2018 году обновление After Hours принесло в игру новые камео таких диджеев, как Solomun, Tale Of Us, Dixon и The Blessed Madonna. А их треки появились на радио.
В 2019 году HEALTH выпустили специальный альбом для обновления Arena War:
Особенно значимы обновления 2021 года – Los Santos Tuners и The Contract. В них Rockstar пригласила для камео Kenny Dixon Jr. (Moodymann) и Dr. Dre, Anderson .Paak, DJ Pooh, а также добавила новые треки Dr. Dre с участием Эминема, Снуп Догга и других.
С 2017-го и по сегодняшний день Rockstar добавляет в онлайн-режим новые радиостанции с разными жанрами музыки. Так, например, они добавили в своё время Kult FM — радиостанцию, что содержит в себе жанры альтернативной и экспериментальной музыки.
К этому времени был основан собственный лейбл для записи — CircoLoco Records, что ещё раз подчеркивает интеграцию музыкальной индустрии и игровых проектов. Примечательно, что Сэм Хаузер, один из основателей Rockstar, неоднократно бывал на Ибице, что также свидетельствует о тесной связи компании с клубной культурой.
Ибица на протяжении многих лет остается центром продвижения музыки, особенно в контексте электронной танцевальной музыки.
Роль радиоведущих
Нельзя не отметить и вклад реальных музыкантов, которые стали голосами игровых радио. Среди них:
- Bootsy Collins – ведёт радио Space 103.2 и внес три трека в саундтрек;
- DJ Pooh – управляет West Coast Classics, также имеет свое камео в обновлении The Contracts;
- Kenny Loggins – его треки звучат на Los Santos Rock Radio;
- Flying Lotus – отвечает за подборку на FlyLo FM;
- The Alchemist и Oh No, курирующие радио The Lab.
***
История камео музыкантов в играх Rockstar – это история взаимного влияния индустрий друг на друга, где страсть к качественной музыке становится ключевым элементом успеха и культового статуса игр.
Рекомендуемые файлы

ASSC (Anti Social Social Club) Grey Hoodie White Title 1.0

Airbus A380-800 F-WWDD Etihad Titles


Custom Wasted/Busted Title

GTA 3 titles upscaled

GTA SA Style loadscreens

Сайлент Хилл. Тизер.

DYOM# v1.7

[RU] Новый русификатор для GTA 3 Definitive Edition v2.1.2 Remastered

CLEO Redux v1.2.2

[RU] GTA San Andreas - Миссии 27-28 (Русская озвучка)


Emotion 98.3 (Advanced Track Player)


Интро ролик GTA SA с участием Young Maylay
