Почему GTA 3 до сих пор остаётся уникальной игрой в рамках серии Grand Theft Auto
22 сентября 2025
AlexShaixe
GTA 3 была первой попыткой перенести механику серии в полноценное 3D. И она оказалась крайне успешной. Концепцию игры развивают уже в течении 24 лет — улучшают графику, переносят действие в другие города, добавляют новые виды транспорта, дополнительные активности и онлайн-режимы. Но при этом по отдельным параметрам третья Grand Theft Auto осталась самобытной и не похожей на остальные части. Именно таким моментам посвящена наша статья.
Необычные миссии
Во время работы над GTA 3 разработчики активно экспериментировали с заданиями. Не все решения были признаны удачными — некоторые концепции не получили развития в Vice City и San Andreas. Зато в третьей Grand Theft Auto остались задания, которые кажутся уникальными по меркам серии.
Яркий пример — миссия «Кофе на вынос!» (Espresso-2-Go!). Вам нужно уничтожать ларьки, которые встречаются во всех трёх районах Либерти-Сити. Однако они не обозначаются на карте заранее — чтобы увидеть их, нужно оказаться рядом. В результате, игрок вынужден носиться по городу в надежде, что сможет обнаружить нужный объект. Причём после уничтожения первого ларька запускается таймер. Не уложитесь — задание будет считаться проваленным.
Другой пример — миссия «Наживка» (Bite), где нужно не уничтожать колумбийцев, а заманивать их в засаду. Важно, чтобы именно головорезы из якудзы убивали представителей картеля.
Отсутствие карты
В GTA 3 нет привычной по следующим частям глобальной карты. Всё, что у вас есть — радар в нижнем углу экрана. И он не отражает реального расстояния до цели, которая может находиться в противоположном конце города. Поэтому ориентироваться приходится по памяти. В частности, стоит учитывать сложные развязки в Шорсайд-Вейле и помнить, где находятся мосты между отдельными районами Либерти-Сити.
Высокая сложность
Когда речь заходит о сложности в играх серии GTA, вспоминаются конкретные миссии в духе «Разрушителя» (Demolition Man) из Vice City, где нужно управлять маленьким вертолётиком. Но перестрелки с бандитами и копами в этой игре вряд ли вызовут у вас трудности.
В GTA 3 противники стреляют точно и могут убить главного героя несколькими удачными попаданиями. Даже появление бронежилета не спасает, ведь вам придётся столкнуться с колумбийцами, которые часто вооружены M-16 и помповыми дробовиками. Полицейские здесь тоже более агрессивные, чем в поздних играх серии.
Ближе к середине прохождения даже простое передвижение по городу может вызвать трудности. К тому времени главный герой Клод успеет поссориться со многими группировками, поэтому бандиты будут пытаться убить его. Это особенно актуально для тех, кто оставил прохождение миссий таксиста, медика и пожарного на конец игры. Выполнение подобных заданий будет сопровождаться выстрелами в вашу сторону.
Свобода действий
В последних частях серии миссии зачастую строго заскриптованы и не дают пространства для манёвра. В третьей GTA для достижения цели допускается использовать все возможности открытого мира.
В сети есть видео с десятками способов устранения главы итальянской мафии Сальваторе Леоне. А для убийства Ли Чонга никто не мешает заминировать его автомобиль и дождаться, пока он сядет за руль и повернёт ключ зажигания. Ещё вспоминается задание «Живая мумия» (Plaster Blaster), где загипсованного Леона Макэффри можно взорвать, переехать грузовиком или утопить.
Если вы знаете, как будет проходить та или иная миссия, игра допускает, что вы подготовитесь к ней заранее. Например, если до скриптовой сценки перегородить путь к отступлению для NPC, у него не получится сбежать. Таким образом, вы не будете участвовать в долгой погоне и облегчите дальнейшее прохождение.
***
А чем вам запомнилась GTA 3? Делитесь мнениями в комментариях!