Rockstar Games и моддеры: почему разработчики отвернулись от сообщества
![](/uploads/posts/2025-02/1738702844_735.jpg)
Взаимоотношения Rockstar Games и моддеров всегда были сложными, но в последние годы ситуация еще сильнее ухудшилась. После волны блокировок модификаций в 2021 году и выпуска The Definitive Edition издатель Take-Two и разработчики стали гораздо менее терпимыми к фанатским проектам. Почему компания, ранее поддерживавшая моддеров, теперь активно с ними борется? Давайте разберёмся.
До 2005 года: как разработчики поддерживали связь с модмейкерами
Нераспространённым и малоизвестным фактом является то, что файл carcols.dat в Vice City был сгенерирован фанатской программой MultiEdit от Icey, который оставляет соответствующую строку в заголовке. Давным давно Illspirit (известный модмейкер, один из авторов Myriad Islands и друг Icey связывался с одним из технических директоров Rockstar насчет этого, но тот напрямую не сознался и предположил, что штатный сотрудник добавил эту строчку из уважения к работе Icey. При этом признал, что фанатские инструменты порой гораздо проще в использовании, чем официальные.
Казалось бы, вот оно, поддержка сообщества! Но это продлилось недолго.
Скандал с Hot Coffee и первые тревожные звоночки: 2005 год
Одним из первых крупных ударов по доверию к моддерскому сообществу стал скандал с Hot Coffee в 2005 году. Перед получением возрастного рейтинга от Entertainment Software Rating Board (ESRB) разработчики вырезали из игры контент сексуального характера. Контент, однако, не был удалён физически, а лишь скрыт. При изучении версии для PlayStation 2 моддеры обнаружили код мини-игры.
После выпуска версии для Windows модер Патрик Вильденборг разработал модификацию, возвращающую в игру вырезанный контент, названную Hot Coffee в честь эвфемизма, использованного в игре. За четыре недели его скачали более миллиона раз. Всё это привело к финансовым потерям и негативному пиару для разработчика. Rockstar попыталась переложить ответственность на моддеров, но из-за финансовых потерь и прочих проблем вынуждена была выпустить патч, исключающий полностью неподобающий контент. Этот случай стал первым сигналом для компании, что сообщество может вскрывать неудобные детали разработки.
Эпоха поддержки моддинга: 2005 – начало 2010-х
Несмотря на осадок после ситуации с Hot Coffee, в последующие годы Rockstar активно взаимодействовала с сообществом. Компания собирала обратную связь и активно рассказывала о предстоящей GTA 5, а некоторые популярные модификации даже получали огласку на официальном сайте Rockstar Games. Например, в 2011 году Rockstar публиковала новости о модификациях GTA 4, подчёркивая вклад сообщества в развитие игры. Но ситуация стала изменяться, когда к 2010-м годам начались утечки материалов ранних версий игр через мобильные версии игр.
Утечки контента из мобильных портов: 2011 — 2016
С 2011 года Rockstar пришла к идее сделать порты своих основных игр на новые платформы того времени — iOS и Android. Это было связано с 10-летием каждой из игр. GTA 3 вышла в 2011 году, GTA Vice City — в 2012, San Andreas — в 2013-2014, а Liberty City Stories — в 2015-2016. За это длительное время фанбаза успела изучить, что находилось внутри этих версий и обнаружила, что в них содержится немало контента из ранних версий игр, что благополучно было упущено тогдашней студией War Drum Studios (отвечала за переносы основных игр серии GTA) и Lucid Games (портирование LCS), которые отвечали за переносы игр на мобильные устройства. Вероятно, это тоже могло послужить триггером, чтобы издатель и/или разработчик обратил пристальное внимание на модмейкеров, так как те стали активнее вскрывать игровые файлы, которые было необходимо сохранять в тайне. Однако, каких-либо публичных разбирательств тогда не случилось. Возможно, потому что разработчики уже не занимаются 3D-вселенной и с момента релиза GTA 4 работают на HD-вселенной, а классические трилогии используются для дополнительного заработка.
Бета-билд GTA 5 и первые угрозы моддингу: 2017 — начало 2018
Первый инцидент случился с подачи Take-Two. Издатель заблокировал модификацию, цель которой заключалась в переносе контента из RDR1 в GTA 5. Важно обратить внимание, что ситуация касается актуальной HD-вселенной, над которой Rockstar Games работает по сей день. Вероятно, если издатель делает что-то в отношении фанатских разработок, то это может означать, что либо он уже трудится над игрой, либо у него есть определенные планы на этот счет.
На этом всё не закончилось. В 2017 году издатель начинает блокировку OpenIV, и это вызвало бурную реакцию сообщества и ревью-бомбинг игр студии. В итоге запреты пришлось отменить, но правила изменились: помимо внедрения модификаций в онлайн-контент, перенос контента между играми был объявлен нарушением условий. Всё произошедшее сформировало негативное отношение к издателю, однако к Rockstar отношение оставалось лояльным.
Второй инцидент произошел чуть позже: события происходили вплоть до 2018 года. На GTAForums стало известно, что в руки нескольких энтузиастов попала консоль-разработчик, которая когда-то принадлежала Rockstar Games. Эта уникальная вещь, предназначенная для создания игр, оказалась в руках людей, которые смогли извлечь файлы ранних версий GTA 5. В результате был обнаружен бета-билд игры, содержащий не только внутренние файлы, но и ранние версии радиостанций, а также другие материалы, которые не были видны в официальных релизах игры. Эти данные, хоть и были перемешаны, позволили сообществу ознакомиться с недоступными ранее аспектами разработки GTA 5. Вскоре такие слитые файлы стали появляться на форумах, в частности на GTAForums, где активные участники делились контентом. А затем на YouTube кто-то слил ещё и бета-аудиофайлы.
Как и в случае с любой утечкой, происходящей с крупными игровыми компаниями, Take-Two Interactive и Rockstar Games начали действовать. Началась охота на тех, кто мог быть причастен к последней утечке на YouTube. Главным козлом отпущения стал человек, который загрузил файлы на видеохостинг. Как выяснилось позже, это был подросток 14 лет. Когда сотрудники правоохранительных органов пришли к нему, то выдвинули ему обвинение и произвели обыск. Были изъяты личные вещи — компьютерная техника, а также устройства хранения информации, включая MP3-плеер. По слухам, в операции участвовали международные силы, такие как Интерпол. Подросток оказался в эпицентре масштабной правовой битвы.
Что произошло дальше? После обыска и угроз, подростка начали стращать правовыми последствиями, включая огромные штрафы. Семье пришлось нанимать адвоката, чтобы защищать его интересы. Это привело к значительным финансовым потерям и ухудшению психологического состояния как самого парня, так и его близких. Подросток подписал договор, согласно которому обязан был ни с кем не обсуждать ситуацию. Его аккаунты на форумах удалили, а посты, касающиеся утечек, стерли. Слухи указывают, что ему был выдвинут ультиматум формата «мы можем поступить по-плохому, а можем по-хорошему». Подписав договор, подросток избежал суда.
Со временем, когда ситуация затихла, а компания больше не проявляла активности, подросток, по всей видимости, почувствовал, что его история может быть забыта. Также стало известно, что человек, представляющий интересы Rockstar Games, который был связан с делом, уволился. Это дало ему решимость рассказать свою версию. Как оказалось, подросток был лишь посредником между другом, владельцем консоли, и GTA-сообществом. Он никогда не обладал ни консолью, ни файлами, но все же стал объектом жестких действий со стороны крупной компании.
Реакция сообщества оказалась закономерной — для многих это стало шоком. Большая часть GTA-комьюнити не могла поверить в произошедшее. С одной стороны, у Rockstar Games и Take-Two были полные права защищать свои интеллектуальные разработки. Но с другой, действия компании и давление на 14-летнего тинейджера казались излишними и жестокими.
Масштабные блокировки модов и выпуск The Definitive Edition: 2021 год
2021 год стал переломным для серии GTA. Сначала в публичном поле появился проект re3/reVC, основанный на реверс-инжиниринге, который был создан фанатами для улучшения старых игр. Это вызвало восторг в сообществе, поскольку проект давал возможность наслаждаться любимыми играми с обновленными настройками управления и прочими улучшениями. Однако Take-Two начала подавать жалобы, что в итоге привело к судебным разбирательствам. С этого стартовала активная фаза блокировки модификаций, особенно тех, которые переносили контент из одной игры в другую.
Вскоре появились новости, что Rockstar планирует выпустить The Definitive Edition, официальные ремастеры старых частей GTA. С релизом в ноябре 2021 года ремастеры столкнулись с волной критики (они делались на аутсорсе не самой опытной командой, чтобы основной состав Rockstar не отвлекался от GTA 6), зато блокировки модов прекратились. Хотя многие фанатские работы уже успели удалить по требованию Take-Two.
Утечки GTA 6 и билда GTA 5: 2022-2023 год
В сентябре 2022 произошла глобальная утечка футажей GTA 6. И это была одна из крупнейших утечек в истории игровой индустрии, затронувшая Rockstar Games. В сети появилось более 90 видеороликов и фрагментов игрового кода ранней версии GTA 6. Ответственность за утечку взял 17-летний британский хакер из группы Lapsus$. Эта же группа ранее взламывала Uber, Microsoft, NVIDIA. Позже выяснилось, что подозреваемого арестовали в Оксфорде (Великобритания). В октябре 2022 года его признали виновным, а издатель принял меры по удалению контента со сливом с разных интернет-площадок.
Инцидент вызвал раскол среди фанатов GTA. Были те, кто радовался утечке, считая это наказанием за неудачный релиз GTA: The Trilogy – The Definitive Edition. Такие игроки полагали, что студия стала меньше заботиться о качестве своих продуктов. Другие же были разочарованы тем, как выглядит ранняя версия GTA 6. Они понимали, что финальная игра окажется гораздо лучше, переживая, что многие могут сделать поспешные выводы.
В конце 2023 года происходит второй глобальный слив — билд-версии GTA 5. Были раскрыты детали из ранней версии игры, ранний сценарий, карта и не только. Ситуация повторяется: издатель также незамедлительно принимает меры по удалению контента из интернета, удаляет всевозможные раздачи на файлообменниках и не только. Всё это привело к ещё большей закрытости компании.
В результате Rockstar, похоже, решила следующее:
- Ещё меньше делиться информацией о своих проектах, чтобы избежать спекуляций;
- Ужесточить внутреннюю безопасность, сократив число сотрудников, имеющих доступ к данным;
- Минимизировать анонсы и ранние показы до последнего момента, чтобы контролировать ожидания аудитории.
Утечки билдов старых GTA и новая волна блокировок: 2024-2025
В 2025 году прошла новая волна блокировок модификаций, что вновь вызвало недовольство среди сообщества. В частности, были удалены такие популярные моды, как GTA Vice City: Nextgen Edition, который значительно улучшает графику игры и переносит контент из GTA Vice City, и мод Liberty City Preservation, который переносит карту GTA 4 в GTA 5.
Создатели первой модификции получили немало проблем: так, их YouTube-канал Revolution Team был заблокирован. Разработчики не отчаялись и создали второй канал, загрузили туда релизный трейлер и запустили торрент-раздачу на всех своих ресурсах. Параллельно издатель принимал меры через всевозможные инстанции, дабы предотвратить распространение проекта. Через неделю все раздачи и ссылки, связанные с упомянутыми модами, были удалены, а разработчики модификации закрыли разработку мода. Эта ситуация вновь привлекла внимание к жесткой политике Take-Two по отношению к модификациям, что стало причиной сильного недовольства среди фанатов.
Что касается мода по переносу карты из GTA 4 в GTA 5, то там ситуация аналогичная: после блокировки и давления со стороны Take-Two, авторы этого были вынуждены прекратить разработку.
Необходимо также отметить ситуации, связанные со сливами официальных материалов Rockstar. В конце 2024 года и на протяжении января 2025-го происходили огромные утечки архивных материалов. Например:
- Документы Rockstar, раскрывающие старые концепты и идеи;
- Билды GTA Vice City, Liberty City Stories и Vice City Stories.
В этих утечках фигурировал персонаж из GTAForums — Johndoe2. Он перекупал материалы у сотрудников Rockstar, а затем продавал их по завышенной цене. Его разоблачение привело к серии новых утечек, указывая на существование теневого рынка материалов компании и разработчика-предателя внутри студии.
Рассмотрим ситуацию с билдами — особо интересен билд Liberty City Stories от мая 2005-го. Есть вероятности, что модмейкерам передавались конфиденциальные материалы для разработки модификаций. В слитом архиве с майским билдом присутствует контент, датируемый 2018 годом. Модели и текстуры в данной папке, как не странно, можно вскрыть через различные программы. Вероятно, что кто-то из модмейкеров заполучил доступ к архиву с файлами билда от Мая 2005 и воспользовался с целью переноса моделей на Вайс Сити.
Таким образом, блокировки модификаций в 2021 году могли быть не просто попыткой защитить интеллектуальную собственность, но и ответом на утечки, которые стали систематическими. Однако игровое сообщество не восприняло это как обоснованный шаг, поскольку у большинства пользователей не было представления о том, что исходники игр могут продаваться на теневом рынке. Поняв масштаб утечек, Take-Two и Rockstar, вероятно, решили полностью закрыться от сообщества и ужесточить контроль, поскольку перенос контента в модах теперь часто связан с утекшими конфиденциальными данными, которые изначально должны были оставаться внутри компании.
Почему Rockstar закрылись от моддеров?
- Защита интеллектуальной собственности — утечки угрожают репутации, сокращают прибыль компании;
- Коммерциализация внутреннего контента — появились перекупщики файлов и исходников;
- Контроль над информацией — Rockstar старается сохранить секретность будущих проектов;
- Смена стратегии — открытость к моддингу уступила место защите активов.
Rockstar и Take-Two осознали, что в современном мире утечек и моддинга даже надежно спрятанная информация становится достоянием общественности. В результате они выбрали путь тотального контроля.
Очевидно, что прежних добрососедских отношений между Rockstar и сообществом больше нет. Кто в этом виноват? Вероятно, виноваты обе стороны. Да, Rockstar Games имеет полное право защищать свою интеллектуальную собственность, что оправдывает жесткие меры. В то же время модмейкеры и энтузиасты играют ключевую роль в поддержании интереса к играм, а их работа зачастую идет вразрез с коммерческими интересами. Корпоративный подход и желание свободы творчества часто сталкиваются, не оставляя вариантов для манёвров.
Рекомендуемые файлы
![](https://files.libertycity.ru/download/gta5_dress/thumbs/2018-10/assc-anti-social-social-club-grey_1686000257_7810.webp)
ASSC (Anti Social Social Club) Grey Hoodie White Title 1.0
![](/uploads/fotos/foto_374440.jpg)
![](https://files.libertycity.ru/download/gta3_airworld/thumbs/2017-03/airbus-a380-800-f-wwdd-etihad-titles_1685996974_996909.webp)
Airbus A380-800 F-WWDD Etihad Titles
![](/uploads/fotos/foto_314933.gif?874)
![](https://files.libertycity.ru/download/gta5_scripts/thumbs/2020-08/custom-wastedbusted-title_1686005002_714634.webp)
Custom Wasted/Busted Title
![](https://files.libertycity.ru/download/gta3_othermods/thumbs/2021-05/gta-3-titles-upscaled_1686007296_841984.webp)
GTA 3 titles upscaled
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_textures/thumbs/2014-05/gta-sa-style-loadscreens_1685992157_977680.webp)
GTA SA Style loadscreens
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_fanvideo/thumbs/2015-07/sajjlent-khill-tizer-_1685993584_135202.webp)
Сайлент Хилл. Тизер.
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_creation/thumbs/2019-03/dyom-v1-5_1667588670_202852.webp)
DYOM# v1.7
![](https://files.libertycity.ru/download/gta3de_localiztions/thumbs/2021-11/ru-novyjj-rusifikator-dlja-gta-3_1667895996_223480.webp)
[RU] Новый русификатор для GTA 3 Definitive Edition v2.1.2 Remastered
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_de_misc/thumbs/2021-12/cleo-redux-v0-8-4_1639859938_991842.webp)
CLEO Redux v1.2.2
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_fanvideo/thumbs/2021-12/ru-gta-san-andreas-missii-27-28_1655559088_80592.webp)
[RU] GTA San Andreas - Миссии 27-28 (Русская озвучка)
![](/uploads/fotos/foto_334096.jpg?300)
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_sounds/thumbs/2023-11/emotion-98-3-adavnced-track-player_1700130224_160035.webp)
Emotion 98.3 (Advanced Track Player)
![](/uploads/fotos/foto_25657.jpg)
![](https://files.libertycity.ru/download/gtasa_misc/thumbs/2024-11/gta-sa-intro-ft-young-maylay_1731588197_581995.webp)