В последние годы игровую индустрию захлестнула мода на ремастеры и ремейки. В первом случае берётся оригинальная игра, оптимизируется под современные платформы и разрешения, получает некоторые улучшения и в таком виде поступает в продажу. Некоторые разработчики добросовестно работают над своим продуктом и стремятся сделать его как можно лучше: улучшить графику, сделать удобнее управление, предоставить пользователям все дополнения или какой-то эксклюзивный контент. Другие же максимально экономят. Основная цель ремастера — немного улучшить оригинальную игру и обеспечить комфортный игровой процесс на актуальных игровых платформах.
Ремейк же представляет собой более серьёзную работу и может быть создан практически с нуля, ведь его основная цель — осовременить старую игру, то есть привести её к актуальным на данный момент стандартам игровой индустрии. В этом случае могут подвергнуться переработке игровой процесс, локации, сюжет и прочие компоненты игры. Идеальным примером ремейка является вышедшая в этом году Mafia: Definitive Edition. Сложно в это поверить, но с момента выхода третьей части GTA прошло уже 19 лет. Выросло новое поколение игроков, которые впервые познакомились с серией, поиграв в GTA IV или даже в GTA V. И поэтому вопрос создания ремейка как никогда актуален. В статье мы постараемся ответить вопрос, нужен ли ремейк третьей части серии и, если нужен, то каким он должен быть.
Игра, которая изменила индустрию
После выхода GTA 2 в 1999 году братья Хаузеры, стоящие во главе Rockstar Games, оказались в затруднительном положении. С одной стороны боссы Take-Two оказались недовольны продажами второй части, с другой стороны сам Сэм Хаузер с неудовольствием наблюдал за популярностью серии Driver. В ней не было той свободы, которую могли предоставить GTA с видом сверху, зато была передовая на тот момент графика, выжимающая все соки из PlayStation 1. В это время производители игровых консолей активно рассылали разработчикам специальные комплекты, чтобы они могли ознакомиться с архитектурой и заняться разработкой игр. PlayStation 2 производила сильное впечатление: на DVD-диске можно было разместить более 4 гигабайт информации, а сама техническая начинка консоли на тот момент была довольно мощной.
В раздумьях Rockstar была поставлена точка. Новая часть GTA не только могла перейти в полноценное 3D, но и сделать это на качественно новом уровне, недосягаемом для конкурентов. Тогда же был принят ряд важных решений. Первым из них стало добавление в GTA полноценного сюжета с поставленными на движке игры видеороликами. Специально для этого была арендована студия захвата движений на Бруклинской верфи, а также нанят опытный постановщик. Именно там записывались анимации для игры, которую хотели сделать максимально реалистичной. Также к работе над GTA 3 подключили известных актёров. Как утверждал Сэм Хаузер, игра должна была стать первым интерактивным гангстерским фильмом, и многие из приглашённых актёров имели опыт съёмок в фильмах про преступность.
Вторым важным решением стало то, что разработчики не ограничивали себя моральными рамками. Так, например, в один прекрасный день в игру добавили возможность воспользоваться услугами путан. Причём не просто воспользоваться, но и вернуть потраченные деньги. Внести некоторые поправки пришлось лишь после событий 11 сентября. 22 октября 2001 года счастливые обладатели PlayStation 2 получили игру совершенно нового уровня, подобных которой в игровой индустрии ещё не было. Именно эта часть не только дала старт новому поколению серии GTA, но и создала отдельный жанр, породивший множество подражателей и задавший стандарты на многие годы. Открытый мир игры и свобода действий производили сильное впечатление на игроков. Разработчики скрупулёзно прорабатывали Либерти-Сити, чтобы сделать его убедительным и интересным для исследования. К тому же мир игры был невероятно живым: при угоне автомобиля обязательно можно было услышать какую-нибудь реплику от несчастного водителя, на улице можно было встретить прохожих, которые переговаривались между собой, ходили в наушниках, с пакетами. Не менее сильное впечатление производила динамическая смена погоды и времени суток.
GTA 3 демонстрировала высокий уровень графики и использовала все возможности PlayStation 2. На асфальте отражался свет неоновых вывесок, машины ярко светили фарами, из вентиляционных шахт шёл густой пар. Игровой процесс радовал разнообразием, активно использовал возможности трёхмерного мира и предлагал игроку насладиться совершенно разными ситуациями. Например, чтобы вы могли насладиться физикой внедорожников, разработчики сделали для этого ряд миссий: одну в центральном парке и две на окраинах. Карабкаясь по горам и скалам на Patriot, игрок мог получить яркие эмоции. Свобода действий — это основной принцип, которым руководствовались разработчики. Не нравится насилие? Не хочется пользоваться оружием? Ну что ж, тогда можно поработать таксистом, водителем скорой помощи, пожарным, заняться сбором пакетов в открытом мире, совершить уникальные прыжки или же просто ездить по улицам, останавливаясь на красный свет.
Ещё одним важным принципом стала нелинейность. Целый ряд миссий позволяет игроку пройти их способом, который не лежит на поверхности. Заминировать автомобиль Чанки Ли Чонга, подкараулить грузовик триад на светофоре и сдать на металлолом, замаскироваться под таксиста и подвезти предателя в порт. Самостоятельное нахождение этих возможностей приносит большое удовольствие. Также в игре присутствует неплохой арсенал оружия. Да, в каждом классе лишь по одному экземпляру, но всё же. Причём есть не только стрелковое оружие, но также гранаты, коктейли Молотова, гранатомёты и даже огнемёт. А с выходом игры на ПК обнаружилось, что она легко поддаётся моддингу. К чему это привело, вы все прекрасно знаете.
В общем, для своего времени это был невероятный прорыв. В данный момент игра занимает четвёртое место в топе продаж на PlayStation 2, уступая лишь Сан-Андреасу, Вайс-Сити и третьей части Gran Turismo.
Почему нужен ремейк, и каким он может быть
Теперь переходим к главному вопросу, который был задан в заголовке. Нужен ли третьей части ремейк? Конечно же, да. Ведь это настоящая классика игровой индустрии, с которой обязательно должны познакомиться игроки. А ведь уже сейчас при запуске GTA 3 на Windows 10 пользователь сталкивается с рядом проблем, которые решаются лишь с помощью фиксов. Отдельный вопрос, получит ли современный игрок, избалованный прелестями GTA V, удовольствие от третьей части. Ведь графика игры и её боевая система уже прилично устарели и не соответствуют современным стандартам. Именно поэтому игре и нужен ремейк, ведь он позволит представить оригинальную основу в том виде, который будет понятен для современного игрока. Другой вопрос, каким именно он должен быть, чтобы удовлетворить не только запросы нынешнего поколения, но и ностальгирующих фанатов.
В первую очередь нуждается в улучшении сюжет игры. Хоть в игре и есть запоминающиеся персонажи с яркой харизмой вроде Сальваторе Леоне, Тони Сиприани или Дональда Лава, однако сам главный герой игроков не заинтересовал. Не впечатлил их молчаливый Клод на фоне Томми Версетти и Карла Джонсона. По этой причине мы сейчас видим множество смешных картинок с Томми и Карлом, но ни одной с Клодом. А ведь у третьей части интригующая сюжетная основа. Клод и Каталина, на протяжении девяти лет совершавшие дерзкие ограбления в разных штатах США, приезжают в Либерти-Сити. Но при ограблении банка оказывается, что Каталина закрутила роман с местным криминальным авторитетом, возглавляющим колумбийский картель, а Клод ей как бы и не нужен. В этот момент и начинается игра.
Не менее интересен и открытый мир GTA 3. Хоть Либерти-Сити и был отдалённо похож на Нью-Йорк, но в целом это был очень самобытный город. Лично мне интересно увидеть обновлённый вариант Либерти-Сити из третьего поколения серии, увеличенного в площади и с продолжением на континенте. В игровом процессе могут быть добавлены элементы, уже присутствующие в новых частях GTA: захватывающие перестрелки с системой укрытий, постановочные моменты в миссиях, физика и повреждаемость автомобилей как в GTA IV. Разумеется, всё это потребует переосмысления оригинальных миссий и их адаптации под новые технологии. Естественно, очень важно сохранить вариативность оригинальных миссий, а в чём-то даже расширить её.
Дух захватывает при мысли о том, насколько потрясающим может быть ремейк третьей части. Ведь это не только возможность дать вторую жизнь оригинальной игре, но также провести работу над ошибками. А если уж совсем размечтаться, то хотелось бы увидеть реализацию GTA Advance и GTA Liberty City Stories в виде DLC. К сожалению, вряд ли такое когда-нибудь будет.
Планирует ли Rockstar начать разработку ремейка?
Вопрос, заданный в заголовке, сложный. С одной стороны, Rockstar нашла деньги для того, чтобы портировать 3D-вселенную на мобильные платформы. Исключением стала лишь GTA Vice City Stories. Также был создан порт GTA San Andreas для Xbox 360 и PlayStation 3. С другой стороны, качество этого порта вызывает вопросы. С запуском Rockstar Games Launcher у игроков была надежда увидеть там GTA 3, Vice City и San Andreas адаптированными под современные компьютеры. Ведь в своё время разработчики адаптировали GTA 1 и GTA 2 для Windows XP. К сожалению, надежды не оправдались. ПК-версии всё ещё не адаптированы под широкоформатные разрешения, а на Windows 10 можно столкнуться с неприятным багом в GTA 3, когда пропадают надписи в меню.
Но всё же лёд может тронуться. Вышедшая совсем недавно Mafia: Definitive Edition произвела в интернете настоящий фурор, очень хорошо продалась и получила множество положительных отзывов. Я лично надеюсь, что Rockstar Games заметит этот факт и вспомнит о собственной великой трилогии. Ведь увидеть ремейки GTA 3, GTA Vice City и GTA San Andreas — заветная мечта каждого фаната серии.